Блог

Как мы читаем?

Чем вы занимаетесь в этот момент? Это не шутка. Если вы плавно скользите своими глазами по данному тексту, получаете эту информацию, то у нас с вами происходит разговор.

Типографика

Сама передача информации осуществляется при помощи шрифта, однако вы просеиваете ее еще и через свой опыт, полученный от подобных бесед. Вы формируете контекст между этих слов. Важно и то, с какого источника вы читаете данный текст — это может быть компьютер, смартфон, или лист бумаги. Кто-то воспринимает эту информацию совсем не так, однако с технической точки зрения он занимается тем же, что и вы.

Вы являетесь катализатором, запускаете цепную реакцию. Хотя, то что несет этот текст зависит от того, как он подан, однако смысл данным строкам предаете именно вы.

Если бы человек не хотел воспринимать и выдавать информацию, то не было бы ни шрифтов ни типографики. Есть и масса других способов передать информацию — это общение голосом, графика, однако шрифт считается самым эффективным, емким, гибким, его можно перевести. Типографика — это еще и ремесло, а не исключительно творчество, и тот кто им хорошо владеет может творить шикарные вещи.

После того как человек научился читать, этот процесс превратился в нечто подобное мышечной памяти, хотя на самом деле это целая система действий. Обычно, над этим не особо размышляют. Однако, многие из нас хотя бы раз в жизни писали какой-либо текст и хотели, чтобы другие прочли его. А вы когда-нибудь оценивали опыт чтения таких людей?

На данный момент вы — наша аудитория. А сейчас подумайте о своей. Дизайн должен приносить удовольствие, и тем самым привлекать. Его задача в том, чтобы заманить читаля и сделать так, чтобы он нас не покинул. Что же оказывает влияние на чтение?

Типографика

Читабельность

Разборчивый текст не всегда является читабельным. Разборчивый — это текст, который мы можем прочесть, но и дубовую кору то можно съесть, что не свидетельствует о ее съедобности. Копнем немного глубже. Читабельность включает эмоциональный эффект от дизайна и усилия, которые от нас потребуется для того, чтобы прочесть определенный текст. Наверняка каждый из нас встречал комментарии в роде такого «Очень много букв», это говорит о важности объема текста. При этом типографика должна быть разнообразной — это немаловажный момент. Не нужно размышлять над тем, получится ли у посетителя прочесть текст, лучше подумайте — а пожелает ли он это читать?

Даже хороший текст, могут не захотеть читать из-за некоторых моментов в дизайне. Он не должен ухудшать читабельность. Хороший дизайн наоборот привлечет посетителя к тексту, подтолкнет его к чтению, но никак не наоборот.

Итак, мы привлекли пользователя к чтению. Однако, нужно сделать так, чтобы он прочел текст полностью, чтобы его внимание и желание получить данную информацию не исчезали. Поэтому, следует понимать суть опыта чтения, а также влияние на него со стороны дизайна.

Процесс чтения

Многие дизайнеры, особенно новички ошибаются считая, что посетитель будет читать текст так же, как и они сами. Часто много времени и сил тратится на хорошие заголовки, прекрасный интерлиньяж, подборку подходящей типографики, создание идеального макета. Естественно это важные детали, однако не стоит ожидать особого впечатления от пользователей, они могут вовсе не заметить ваших стараний, их взгляд будет не таким как ваш.

На картинке обыкновенный текст, ничего особого. Однако, что-же происходит при его чтении в действительности?

Нужно понимать, что чтение — это очень сложный, комплексный процесс. Многие вещи могут на его повлиять — наши цели (поиск чего-то определенного), занятость (мы по уши в работе или просто отдыхаем), окружение (дома мы или в ресторане) и прочее. Однако, важно не только то, что с нами твориться сейчас, а еще и то, как глаза и мозг воспринимают информацию представленную в тексте. То, что мы видим когда читаем и опыт получаемый от этого — это абсолютно разные категории.

Двигаясь глазами по строкам, наш мозг воспринимает шрифтовую текстуру — комплекс позитивного и негативного пространства в буквах и их окружении. Все эти детали кажутся для нас незаметными, однако разум работает с ними, трансформирует все мелочи в единую, осмысленную картину.

Какая же наша цель? Читали вы когда-либо так, что от текста не хочется отрываться? Если текст хороший, информация подается правильно, то такой механизм может быть запущен, а правильная типографика поможет ему работать плавнее. Разберем чтение как физический процесс!

Саккада и фиксация

Чтение происходит неоднородно. Имеют место саккады — это скачки наших глаз по тексту, им характерна быстрота, скачкообразность. Причем они могут быть как маленькими, так и большими. Благодаря таким скачкам наши глаза способны захватывать большие информационные объемы за малое время. Насколько длинными будут саккады влияет то, как хорошо мы умеем читать и известность для нас предлагаемой информации. Яркий пример — научные тексты. Если человек разбирается в этой отрасли, он знает и понимает терминологию, то прочитать текст он сможет гораздо быстрее, нежели читатель далекий от этого.

Прыжки, совершаемые нашим взглядом, когда мы продвигаемся по тексту и есть саккадами.

Причем, между каждым двумя такими прыжками уместна остановка взгляда, она длится незаметные доли секунды. Это называется фиксацией. В этот момент мы четко воспринимает только несколько символов, на окружающем же тексте мы в это время не фокусируемся. Далее такие фиксации обрабатываются нашим мозгом, от чего формируется общая картина, так мы получаем нужную информацию. Такое действие происходит на уровне рефлексов.

Остановки на долю секунды между сакккадами — это фиксации

Те формы, которые создаются из букв, а затем трансформируются в слова и предложения оказывают не малое влияние на способность нашего разума воспринять конкретный текст. Возьмите любой текст и закройте в нем верх букв, это очень сильно усложнить процесс чтения. Однако, попробуйте сделать то же самое с нижней частью, такого сильного усложнения не последует.

Это и объясняет то, почему практически все отличительные элементы букв располагаются именно вверху. Когда все они сочетаются мы получаем уже форму слова, узнаваемую в процессе чтения.

Чтение происходит значительно быстрее, если мы распознаем буквы и слова на подсознательном уровне. Поэтому мы и читаем лучше то, что читаем чаще остального.

Каждый незнакомый элемент и символ сильно замедляет процесс чтения. Если взять современную книгу, напечатанную с использованием какого-то нового оригинального шрифта, и дать ее почитать человеку из средневековья, то это дастся ему весьма сложно. Если же мы сами читали бы эту книгу, то никаких трудностей не возникало бы.

Это объясняет почему чужой почерк читать так сложно, а свой мы воспринимаем на автомате.

Мы знаем свой почерк, поэтому и читаем его без проблем, а вот стоит дать написанный от руки текст другому человеку и он может долго расшифровывать каждое слово.

По поводу чтения проводилось немало исследований, причем во многих вопросах часто расходились мнения. На легкое чтение оказывают влияние множество деталей, а начинать нужно с того, какую цель преследует читатель. Согласно одним исследованием наш мозг расшифровывает слова, а другие говорят, что это происходит с каждой буквой. Однако, практически все согласны с тем, что для легкого чтения текст должен быть точно оформлен и визуально хорошо восприниматься, да и сноровка у читателя должна быть хорошей.

Попробуйте прочесть текст, который написан заглавными буквами. У каждого из нас разный опыт чтения, однако практически все не привыкли к чтению только заглавных букв. А теперь попробуйте прочесть нормальный текст. Суть в том, что между строчными буквами ощущается контраст, они рознятся между собой лучше нежели заглавные, поэтому узнать их нам проще.

Прописной текст читается сложнее, нежели строчный.

Строчные буквы отличаются друг от друга намного лучше чем заглавные.

Также нужно разбираться в том, какое влияние верстка и шрифты оказывают на читателя. Даже такая казалось бы мелочь, как интервал между буквами способна превратить чтение в более приятный процесс. Поэтому, хорошо когда дизайнер добился того, что посетитель не заморачивается над его решениями, а просто чувствует себя комфортно, а вы смогли дать ему нужную информацию.

Заключение

Печатная и экранная типографика — это разные вещи. Устройства и обстановка — с этими моментами сталкивается абсолютно любой читатель. Допустим кто-то читает на солнечной обстановке с телефона, а кто-то смотрит на титры в темноте. Дизайнер не может изменить обстановку вокруг читателя, как бы нам того не хотелось.

Оптимальный вариант — это правильная подборка типографики, она должна выглядеть максимально идеально в любой ситуации. Поэтому, следует продумать каждый случай, даже самый казалось-бы нереальный.

Автор статьи Jason Santa Maria

Соц. сети